Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

П.Бомарше.

Много веков ведется спор о «необходимости, целесообразности и специфике женского образования». И в наше время, когда право учиться имеют все, невзирая на социальные и гендерные различия, спор этот не утихает. Попробуем и мы внести в него свою лепту.

Уже в XI веке слава «о русских княжнах, дочерях Ярослава Мудрого, об их очаровании, добродетелях и образованности» облетела всю Европу. Анна Ярославна, ставшая королевой Франции, была одной из образованнейших людей своего времени. Надо заметить, что при авторе «Русской правды» получение знаний вообще было в очень большом почете. Но образование девушек, как будущих жен и матерей, должно было непременно носить, кроме всего прочего, духовный и практический характер.

В 1086 г. княжна-инокиня Анна (Янка) Всеволодовна, внучка Ярослава, основала в Киеве, при Андреевском монастыре, женское училище

при этом, отлично танцевала, ездила верхом без малейшего страха, а красавица была такая, каких редко встретишь!»

В отличие от формального образования, ЗНАНИЕ является чрезвычайно важным фактором для творческого процесса. Екатерина Великая достигла вершин успеха, имея крайне незначительное, если не сказать – практически никакое - формальное образование. После брака с Петром III в восемнадцать лет она погрузилась в книги, стремясь насытить свою любознательность. Увлеченность Екатерины философией и всемирной историей сделала матушку Россию страной с немыслимыми в восемнадцатом веке условиями для интеллектуальных достижений. Она финансировала первую энциклопедию и научные экспедиции, при ней при ней расцвела и достигла вершин своего величия Академия наук, во главе которой, впервые в российской истории, тоже стояла женщина – Екатерина Романовна Дашкова.

Екатерина Романовна, заняв высочайший пост, сразу отказалась от соблазна руководить наукой – она предпочла хозяйственную, издательскую и научно-просветительскую деятельность и

женской свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в «синий чулок». С француженкой ее роднит духовная живость и остроумие; она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не ограничивая при этом свою жизнь только кухней; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не доводя его до фанатизма. К этим качествам добавляются еще нежность и чувственность, грация и мягкость, свойственная славянам.

Ни одна другая женщина так, как русская, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни.

Ни одна другая не сочетает столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических делах.

Ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истины.

В этом году исполняется 133 года со дня открытия первого в России Женского университета – знаменитых Бестужевских курсов, где считали своим долгом и особой честью преподавать такие всемирно известные ученые, как Д.И. Менделеев,

Творческие женщины, женщины, добившиеся в жизни успеха, не опасались быть осмеянными и, следовательно, находились среди трехпроцентной группы, редкой в своей уникальности.

Нам бы очень хотелось, чтобы все без исключения женщины России не боялись совершенствоваться, не боялись идти вперед, творить и гордиться своим высоким женским предназначением – быть стимулом любого прогресса, опорой и хранительницами великих традиций великой страны!

В основе идеи раздельного обучения лежат принципы гендерного подхода на биологическом уровне и, как следствие, социальном проявлении кардинально различающихся концепций мужского и женского мировосприятия, касается ли это мотиваций поступков, восприятия окружающего мира, различий в системе ценностей, выстраивании жизненных приоритетов, средств и путей достижения целей.

Из сказанного аксиоматически вытекает и существенное различие путей познания.

С другой стороны, есть и еще одна существенная разница в подходе к обучению: мужчины учат «что», а женщины – «как». Действительно, именно для женщины важен практический курс применения навыков. Мы учитываем все эти факторы и строим свою программу в соответствии с ними.

Гуманитарный женский институт ставит своей целью обучение российских женщин по наиболее востребованным в современных условиях профессиям.

Институт позиционирует себя как ВУЗ, предлагающий полный цикл непрерывного образования с возможностью профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

В сложившихся экономических условиях ГЖИ планирует, в рамках государственных образовательных стандартов, предоставить студенткам именно то, что они хотят получить – речь идет о мобильности учебных программ в зависимости от современных тенденций как российского, так и западного рынка труда, учитывая при этом не только динамичность рынка, но и специфику российского менталитета.Кроме того, выпускницам ГЖИ гарантируется

«для девочек ВСЕХ сословий», что было для Европы XI века весьма прогрессивно.

Со времен Михаила Федоровича царевны обучались чтению, письму и церковному пению; этот обычай перешел и в терема знатных бояр. Шесть дочерей царя Алексея Михайловича, и в особенности знаменитая царевна Софья, имели солидное для того времени образование.

Подобные примеры можно приводить бесконечно. Мы остановимся на необычности «женского подхода к получению знаний» и, в частности, его российской специфике. В нашей патриархальной стране даже самая умная и образованная женщина никогда не станет конкурировать с мужчиной на интеллектуальной почве. Более того, присутствие подобных женщин в обществе будит в мужчинах потребность творческой самореализации. Так при Императрице Елизавете Петровне Шувалов основал Российскую академию художеств и Российский университет, при ней раскрылся гений Ломоносова, пииты Сумароков, Тредьяковский и Херасков слагали первые российские стихи, - словом, многое было при ней. Сама ж она - «прекрасно воспитана, знала множество языков и,

преуспела во всех трех направлениях. Именно при Дашковой статус науки, знания поднялся в русском обществе на недосягаемую высоту.

Популярность Дашковой как главы российской науки тем еще ценна, что официальным президентом Академии в то время считался граф К.Г.Разумовский. На этот пост его назначила царица Елизавета Петровна, уважение к памяти которой Екатерина II всячески подчеркивала; для своей подруги Дашковой она изобрела новую должность - директора Академии. Но в историю, все-таки, именно Дашкова вошла как президент – да еще и двух Академий. В 1783 году царица утвердила указ об открытии Российской Академии, созданной по инициативе Екатерины Романовны как центр наук гуманитарных.

Разные народы дали разные образы человеческих идеалов. У китайцев это мудрец, у индусов – аскет, у римлян – властитель, у англичан и испанцев – аристократ, у немцев – солдат, а Россия предстает идеалом своей женщины.

Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестер. С англичанкой она разделяет чувство


И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.С. Соловьев, братья Бекетовы, В.В. Докучаев, Ф.Ф. Зелинский и многие другие.

И сегодня, в век экономики знаний, женское образование как никогда требует особого внимания и всестороннего развития. В завершение хотелось бы вспомнить постулат Артура Шопенгауэра.

«Всякая правда проходит три этапа:

первый - над ней смеются,

второй - с ней энергично борются,

третий - она принимается как самоочевидность.

Философ утверждал, что только три процента всех людей дают вовлечь себя в первые две стадии. Девяносто семь процентов ждут третью, самоочевидную стадию, когда уже слишком поздно оспаривать любые другие возможности.

Стоит заметить, что очень многие женщины, достигшие чего-либо в жизни, получали именно женское образование – например, Маргарет Тэтчер и Джейн Фонда, в чьих успехах трудно усомниться, учились в учебных заведениях «только для женщин».

На сегодняшний день, несмотря на избыток рабочей силы и довольно серьезные проблемы на рынке труда, ощущается острая потребность в менеджерах среднего звена – квалифицированных специалистах-женщинах, подготовленных в соответствии со все возрастающими требованиями и учетом специфики российской экономики и развивающегося бизнеса. Поэтому открытие специализированных образовательных программ, учитывающих особенности женской психологии в процессе обучения, своевременно и востребовано.

У мужчин и женщин разная мотивация к обучению: женщина, несмотря на все идеи эмансипации, получает образование, в первую очередь, для того, чтобы учить своих детей и поддерживать мужа, а мужчины – для того, чтобы содержать семью и защищать отечество.

помощь в трудоустройстве через специальную систему долгосрочных договоров с российскими и зарубежными организациями.

Институт направляет усилия на партнерское обучение, которое отражает активную роль ВУЗа во взаимодействии с корпоративными заказчиками, переход от дисциплинарного подхода в организации обучения к интерактивному, междисциплинарному.

Выпускницы ГЖИ успешно трудятся в государственных, муниципальных организациях, а также в структурах бизнеса, в частности: Государственной Дума РФ, Федеральном Собрании Совета Федерации России, Московской городской думе, Правительстве Москвы, коммерческих банках (ВТБ-24, Промсвязьбанк, РосЕвроБанк, Уралсиб и др.), Российская академии наук, в также сфере туризма и гостиничного бизнеса.

Гуманитарный женский институт ставит приоритетной задачей формирование и развитие творческого мышления студенток, в зависимости от требований современного рынка труда, подготовку специалистов, способных обеспечить процветание российского общества в условиях глобализации экономики.